8 июл. 2010 г.

Зловещая долина, сварщики и зомбоящик

Сегодня утром шел на работу, вспоминал видюшку про сварщиков-джедаев и про один из постов из ридера, связанный с нашим отчественным телевидением.

Сварщики-джедаи - это такой треш, в которой напихана куча штампов, но тем не менее он забористый и лично мне нравится своей простотой и весельем. Он не претендует не на что большее, нежили просто развлекательная поделка.
Подход же к "серьезному" - а именно тому что мы так или иначе видим по телевизору, то есть тому, что одобрено на высоком уровне - кино в нашей стране мне кажется четко описывается тем самым постом с задолбали.

И вдруг на ум пришла простая и незатейливая аналогия со "Зловещей долиной" (Uncanny valley). Знакомые с робототехникой и анимацией знают что этот такое.


В 1978 году японский ученый Масахиро Мори провел опрос, исследуя эмоциональную реакцию людей на внешний вид роботов. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем больше робот похож на человека, тем симпатичнее он кажется - но лишь до определённого предела. Наиболее человекоподобные роботы неожиданно оказались неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающих чувство дискомфорта и страха. Неожиданный спад на графике «симпатии» и был назван «Зловещей долиной», притом Масахиро Мори обнаружил, что анимация усиливает и позитивное, и негативное восприятие.
Причина такого психологического феномена не выяснена до сих пор. Возможно, проблема в том, что человек так устроен, что подсознательно анализирует малейшие отклонения от «нормальности». Может быть, причина в том, что на определённом уровне сходства робота с человеком машина перестаёт восприниматься как машина и начинает казаться ненормальным человеком или оживлённым трупом, кадавром. Кроме того, причиной неприязни может являться симметрия лица робота, которая редко наблюдается у людей и выглядит немного устрашающе.

Феноменом «зловещей долины» издавна пользуются создатели фильмов, литературы, игр и анимации, чтобы вызвать чувство страха, - достаточно вспомнить Франкенштейна, зомби, медсестер из Сайлент-Хилла или киношных девочек-из-колодца. Искусственные персонажи, которые должны вызывать симпатию, не должны быть чересчур похожи на людей, особенно если они анимированы - это хорошо знают мультипликаторы.

Но рассмотрим этот феномен не как инструмент, а как ловушку. Ловушку в которую активно попадает наше телевидиние с ее сериалами и наш кинематограф со своими фильмами. Первые стремятся показать человеческую жизнь и какие-то бытовые "приключения", если можно так выразиться, но при этом актеры играют на уровне зомби, вторые претендуют на славу голливуда и при этом им просто не хватает сил выбраться из "зловещей долины". Именно поэтому нас тошнит от российских мыльных сериалов и кинопрома в стиле известных режиссеров, которые почему-то считаются мэтрами.

Продолжим аналогию. Почему нам нравится трэш в лице некоторых сериалов с уклоном в юмор? Все очевидно, они расположены на холме, как раз перед "долиной". Персонажи еще не считаются настоящими людьми с настоящими чувствами, а похожи на пугала изображающие людей, над которыми можно посмеяться. Вроде театра марионеток в средневековье. Они не претендуют на звание созданий с глубоким внутренним миром и созданы для потехи. А кому не нравится смеяться?


Так что включая телевизор - добро пожаловать в "Зловещую долину" и царствие марионеток.

Комментариев нет:

Отправить комментарий