13 июл. 2011 г.

О книгах и выборе


Не могу понять, ты любишь или нет
Стоит мне уйти "Вернись" кричишь вослед.
Прихожу, ты гонишь от себя меня
Что же хочешь ты, я не могу понять,
Если я влюблюсь в кого-то невзначай
Ты ругаешь все равно что в ад, что в рай

Книги. В моей семье они занимают огромное пространство, как в душе, так и в квартире. В каждой комнате есть минимум одна книга, и я уж не говорю про коридоры, уставленные шкафами. Так повелось, еще мой дедушка начал коллекционировать книги. Сперва случайные первые детективы, советские и зарубежные. Не тот мусор, с которым связывают современные детективы, а настоящие, где следователю или милиционеру хочется сочувствовать, переживать за него. В которых читатель раскрывает преступление параллельно главному герою, детектив который действительно бросает вызов и заставляет напрячь мозги.
Детективную эстафету подхватила моя мама. Шло время и зарубежные книги в переводе становились доступнее, как и книги классиков — русских и иностранных. Стефан Цвейг, Марк Твен, Горький, Грин… разрозненные томики стали соседствовать с подписными изданиями по пять, шесть, а то и все двадцать пять томов. Жизнь замечательных людей, Толстой, Пушкин, Агата Кристи.
Моя семья читала всегда и у них удалось приучить к чтению меня. Жюль Верн, Герберт Уэллс, серия Библиотека приключенческого романа. Я совершал кругосветные путешествия, участвовал в войне в южной Африке, высаживался в южной Америке и путешествовал на машине времени. Эти книги дали мне стремление к познанию и любовь к окружающему миру так же, как книги мамы дали ей аналитические и логические способности, а книги деда дали ему небывалую эрудицию и смекалку.
Ты любишь ананасы и бананы
И обожаешь песни Челинтаны
Ты принимаешь солнечные ванны
И на тебя глазеют хулиганы
Ты любишь шоколадные конфеты
И куришь дорогие сигареты
Ты не читаешь книжки и газеты
Зато меняешь часто туалеты
Твоих грехов не перечесть
Сегодня ты мне нравишься такая как есть
А завтра можешь надоесть
Как эти логарифмы
И сладенькие рифмы
Ты на уроках сонно катишь веки
Тебе плевать, что было в прошлом веке
Ты думаешь как взять у мамы чеки
И что надеть на вечер в дискотеку
Сегодня в нашем клубе будут танцы
Все будут модными как иностранцы
Тебя с подругами волнуют шансы
А нас с друзьями мучают финансы
Иногда в жизни случаются ситуации, когда от книг приходится отказываться. Причины бывают разные, но вопрос о том куда деть книги, которые нельзя взять с собой, встает в любой ситуации.
Наверное, самым простым является просто выброс книг. К сожалению, ни я, ни моя семья не могут этого сделать по одной простой причине — это книги. Сейчас уже не понять, откуда такой пиетет перед книгами. Их печатают миллионами в мягких обложках, которые развалятся лет через десять. Но если у вас дома есть по-настоящему старые книги, попробуйте открыть их. Вы найдете много интересного, даже если не будете их читать. Это будут заметки на полях, словно послания из прошлого от вас самих или ваших родных, это будут посвящения или слова благодарности, если книгу вам кто-то подарил, это будут банальные закладки, в виде конфетных фантиков, которые вы любили коллекционировать или листки со стихами, вроде тех, которые в этом посте разделяют абзацы (мы нашли их на блокнотном листе-закладке и они были выведены маминой рукой). А теперь подумайте, можно ли выбросить книгу с посвящением лично вам? Или книгу со стихами, которую ваш дедушка подарил вашей бабушке по поводу о котором вы уже наверное и не узнаете. Такие книги останутся с вами. Пусть они про истории о нквд или о гражданской войне в Сибири, книги которые никто не будет читать и которые весят по килограмму, но у них есть история, и они останутся с вами.
Точно так же вы вряд ли отдадите красивое подписное издание Достоевского в пятнадцати томах. Красивая корочка, строгие ряды римских цифр на корешках… Но вам вряд ли нужен отдельный томик с преступлением и наказанием, ведь он есть в сборнике.
Его не выкинуть, но можно отдать его в библиотеку. Сегодня уже поздно, и звонить по библиотекам я буду завтра, надеюсь они не против бесплатных пополнений своих фондов из частных коллекций.
Есть книги которые не сдать в библиотеку. Это учебники или классика школьной программы. Их можно отдать в школьные библиотеки. Завтра этим займется бабушка.
Но даже не смотря на эти меры, часть книг все равно придется выбросить или сжечь, как бы больно не было. Книги в плохом состоянии или Записки Ленина о молодежи… Кому они интересны? Ни коллекционерам, ни торговцам. Да я даже букинистов не знаю в нашем городе, только крупные супермаркеты книжные, которым не сдались пользованные книги.
Она сказала не скучай
Садясь в невидимый трамвай
Она нигде не одинока
Она мой ад, она мой рай
Она волшебница планеты
Я посвящаю ей беседу
Она хозяйка всех желаний
Она владелица всех бед
Я знаю встреча предстоит
Она сама мне позвонит
Она придет без опозданья
Она судьбу мою решит
Она сказала не скучай
Садясь в невидимый трамвай
Она нигде не одинока
Она мой ад, она мой рай
С каждым днем остается все меньше времени. Я перебрал свой шкаф, сегодня мы разобрали еще две трети шкафа в дедовой комнате. Остается огромный шкаф в коридоре и куча полок по всей квартире. И пока из всех разобранных книг будет роздана/выброшена лишь треть. Я не знаю, плохо это или хорошо. С одной стороны, это история, это история нашей семьи, то, что нас всех сближает — любовь к чтению и книгам, с другой стороны, это бремя — тяжелые тома к которым уже вряд ли кто-то вернется в наш электронный век. Век, когда книги становятся элементом декора и пылятся на полках библиотек.
Но даже в этот век, я по прежнему люблю брать в руки старые тома в вечных переплетах, касаться ветхих страниц, отправляться в приключения и слушать то, что доносит до нас автор сквозь сотни, а порой и тысячи лет.
Я люблю книги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий